ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2015года
Регламент работы

Санитарно-просветительная работа в детском саду

Проведение санитарно-просветительной работы — одна из функциональных обязанностей медицинских работников ДОО. Врач или медицинская сестра детского сада должны регулярно проводить занятия с персоналом (воспитателями, работниками пищеблока), родителями и воспитанниками по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровления и закаливания, физического воспитания и питания детей.
Руженкова И.В., канд. мед. наук, врач-педиатр, г. Кисловодск

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья людей.

За время существования системы детского здравоохранения накоплен немалый опыт в этой сфере. Однако в последние годы вслед за изменившимися реалиями жизни во многом подверглась пересмотру и  санитарно-просветительная работа.

Многообразие доступных источников информации привело к обилию разных точек зрения на ту или иную медицинскую проблему (прививки, закаливание, пути оздоровления). Возросшая занятость родителей не дает возможности вести с ними долгие дискуссии. Сегодня медицинские работники ДОО должны уметь за короткий промежуток времени довести до сведения слушателей новую информацию о путях сохранения здоровья детей, ответить на любые, в т. ч. и весьма каверзные, вопросы родителей, порекомендовать авторитетные источники информации (желательно — в Интернете).

Объектами санитарно-просветительной работы медицинских работников в детском саду являются:

  • сотрудники ДОО;
  • родители воспитанников;
  • воспитанники.

Работа с каждым из них имеет свои особенности, рассмотрим их подробнее.

Существуют общие требования к санитарному просвещению персонала, родителей и воспитанников. Для себя я сформулировала их в «правило АОК»:
• обсуждаемые темы должны быть актуальны для слушателей (Актуальность);
• при изложении материала важно учитывать возрастные и образовательные особенности аудитории (Особенности);
• необходима обратная связь со слушателями, чтобы контролировать эффективность работы (Контроль).

Санитарное просвещение сотрудников детского сада

Работа с сотрудниками ДОО сводится в основном к своевременному информированию их о вступающих в действие документах органов здравоохранения, изучению с ними особенностей новых санитарных норм и правил, знакомству с медицинскими новинками.

Традиционно медицинская сестра выступает на педагогических совещаниях и производственных собраниях. Однако на слух информацию воспринимать трудно, и для сохранения внимания слушателей нужно принимать меры для актуализации информации. При выступлении на педагогических советах можно эффективно использовать сравнительный анализ данных. Например, при обсуждении вопроса об укреплении здоровья часто болеющих детей в начале выступления привести данные об их числе в России, регионе и конкретном образовательном учреждении, а также сравнить заболеваемость в разных группах детского сада.

При изучении нормативных документов кроме устного сообщения желательно подготовить письменное «резюме», содержащее наиболее важные для данной категории слушателей сведения. Например, при проведении занятия по новым санитарным нормам и правилам с работниками пищеблока нужно предоставлять им выборку с требованиями к пищеблоку; на занятиях с младшими воспитателями - выборку с требованиями к  санитарно-противоэпидемическому режиму в группах. Конечно, такая подготовка к занятиям оказывается более трудоемкой, но окончательный результат оправдывает затраты времени и сил.

Значительно повышает эффективность занятий с персоналом проведение тестового контроля. Тесты по изучаемому материалу готовятся заранее. Их должно быть немного, 70% из них должны быть не очень трудными (1–2 уровня сложности). Учитывая разный уровень знаний и скорости индивидуальных реакций сотрудников, желательно подготовить каждому слушателю свой экземпляр вопросника.

После окончания тестирования я озвучиваю правильные варианты и при этом наблюдаю за реакцией слушателей. Во время проверки ответов на лицах воспитателей отражается вся палитра эмоций — от смущения и возмущения до радости и гордости. Тем вопросам, которые вызвали негативные реакции, на занятии уделяю особое внимание. После тестирования обсуждение обычно идет живо и активно, порой перерастая в дискуссию. На моей памяти с таких занятий досрочно не уходил никто.

Время проведения тестирования у разных групп слушателей обычно отличается. Младшие воспитатели — как правило, молодые женщины, которые хорошо знакомы с тестовой системой оценки знаний по школе и положительно к ней относятся. Быстрая проверка тестовых заданий на самом занятии (возможно с участием слушателей) позволяет отпустить с занятия тех, кто хорошо усвоил материал, и индивидуально проработать сложные моменты с допустившими ошибки при тестировании.

Иначе применяются тесты на занятиях с воспитателями, в т. ч. старшими. Многие из них давно работают в детском саду. Потому для них желательно проводить претесты с такой преамбулой: «Безусловно, вы хорошо знаете этот материал. Вполне вероятно, что наше занятие даже окажется ненужным для вас. Давайте проверим знание СанПиНа, и если результаты вас устроят, на этом завершим занятие». После тестирования проводится самопроверка ответов, и уже на основании результатов, выявленных пробелов или возникших у воспитателей вопросов строится занятие.

Санитарно-просветительная работа с родителями

В  санитарно-просветительной работе с родителями в ДОО традиционно используются «Родительские уголки» в раздевалках групп, санитарные бюллетени и информационные листки, групповые занятия с родителями (от выступления с сообщениями на медицинские темы на родительских собраниях до организации работы «Маминой школы» («Родительского университета», клуба для родителей и т. п.). Данные формы привычны и удобны; важно лишь несколько «осовременить» представление материала.

Информация в «Родительских уголках» должна меняться достаточно часто. Необходимо выбирать актуальные темы; материал должен быть изложен кратко и понятно. Внизу информационного листка можно указать ссылки на литературу или электронные адреса сайтов, на которых размещены более подробные сведения по теме. В приложениях 1, 2 приведены примеры материалов, которые можно разместить на стендах для родителей.

В экстренных случаях (вспышка инфекции, предстоящие туберкулиновые пробы или прививки) вывешиваются информационные листки. Размещать их желательно не только в раздевалках групп, но и на входных дверях, чтобы проинформировать как можно большее количество родителей.

Санитарные бюллетени в привычном виде сейчас используются редко. На смену листам ватмана с вырезанными из журналов картинками и рукописным текстом пришли более эстетичные стационарные стенды с «окошками» для сменной информации. Тематика санитарных бюллетеней определяется требованиями дошкольно-школьного отделения детской поликлиники, эпидемической ситуацией и вопросами родителей.

Обсуждение актуальных для родителей проблем на занятиях клуба помогает формировать доверительные отношения. После занятий родители начинают чаще заглядывать в кабинет медицинского работника, чтобы получить совет или информацию.

Выяснить последние помогают занятия в клубе для родителей «Здоровый дошкольник», которые проводятся дважды в месяц (приложение 3). Объявление о предстоящем занятии заранее размещается в раздевалках групп, на сайте ДОО.

Материал с заседаний родительского клуба с дополнениями и уточнениями, внесенными по вопросам родителей, можно использовать в последующем для санитарных бюллетеней.

В начале своей работы мне нередко приходилось уныло ожидать родителей на заседания родительского клуба. Потом я поняла, что контингент «членов клуба» нужно активно формировать. Я стала целенаправленно и заблаговременно планировать для каждого занятия свою аудиторию. Родителей часто болеющих детей приглашала на заседание клуба по этой теме, мам детей с нарушениями осанки — на рассказ о дорсопатиях у дошкольников, родственников малышей с осложненной адаптацией к условиям детского сада — на занятие о роли родителей в облегчении адаптационного процесса.

Отобрать нужный контингент для занятий родительского клуба помогают дневники групп. В них во временной сетке я ежемесячно отмечаю случаи заболевания ребят с указанием диагноза. Одного взгляда на разлинованный лист бывает достаточно, чтоб понять, кому из родителей адресовать письменное приглашение на занятие. Записки передаю через воспитателей. Указываю, что в день занятия с 15.30 до 18 часов буду ожидать их в медицинском кабинете. На индивидуальные приглашения откликаются не все, но многие родители.

Обычно бывают две «волны» посетителей — в 16 и 17 ч., потому основной материал приходится излагать не более двух раз. Припозднившиеся родители могут присоединиться к обсуждению в любой момент, а с пропущенным материалом позже ознакомиться в письменном виде.

Санитарное просвещение воспитанников

Этому разделу санитарно-просветительной работы обычно уделяется недостаточное внимание. Между тем дети — та благодатная аудитория, работать с которой легко и приятно. У малышей отсутствуют скепсис и негативизм, каждое слово медицинского работника воспринимается как истина. Через ребенка можно опосредованно влиять и на родителей: когда малыш с пылом рассказывает папе, как вредно курить, у того рука хотя бы временно не тянется к сигарете…

В работе с детьми особый упор следует делать на пропаганду и формирование здорового образа жизни.

В младших группах установить контакт с детьми помогают куклы. Со мной всегда «работает» Медвежонок (самодельная пальчиковая кукла). Иногда куклы могут и вовсе «взять на себя» проведение просветительной работы с детьми. В моей практике был опыт организации кукольного спектакля для воспитанников (тема — профилактика кариеса и других заболеваний зубов). Но самим медицинским работникам (или одной медицинской сестре) подготовить и провести его трудно. Мне помогали студенты медицинского колледжа. Результатами спектакля остались довольны и зрители, и «артисты».

Беседы с воспитанниками имеют свои особенности. При определении их продолжительности обязательно нужно учитывать физиологические особенности центральной нервной системы ребенка. Занятие должно быть коротким: около 5 мин в младших группах, 10 мин — в старших и подготовительных. Рассказ медицинского работника должен быть понятен маленьким слушателям. Младшие дети очень любят сказки, старших привлекают соревнования и викторины. К примеру, один и тот же материал о профилактике респираторных инфекций в младших группах может выглядеть как «Сказка о страшных вирусах и храбром Мишке», в подготовительной и старшей — как викторина «А знаете ли вы?» («А знаете ли вы, кто такие микробы и вирусы?», «А знаете ли вы, как они попадают в наш организм?», «А знаете ли вы, как можно не пропустить микробов внутрь?» и т. п.).

Медицинские работники детского сада могут получить ценные советы по проведению санитарно-просветительной работы от более опытных сотрудников дошкольно-школьного отделения детской поликлиники. Те могут предложить примерную тематику бесед с родителями, темы для санитарных бюллетеней, обеспечить информационными листовками и памятками. Красочные буклеты для оформления родительских уголков групп и медицинского кабинета можно получить в городских центрах здоровья.

Таким образом, и в современных условиях доступности информации консультационно-просветительная работа в ДОО нужна и полезна. Чтобы разнообразить ее, нужно использовать все возможные источники информации и методические приемы. Медицинское просвещение способствует росту санитарной культуры общества, улучшает знание особенностей развития детей и в конечном итоге помогает сохранению и укреплению их здоровья.

Приложение 1

Острые кишечные инфекции

Острые кишечные инфекции (ОКИ) — большая группа заболеваний, при которых поражается желудочно-кишечный тракт. Они могут вызываться разными микробами и вирусами, но имеют следующие общие черты:

  • сезонность заболевания (ОКИ чаще бывают в конце лета или осенью),
  • преимущественно контактный и пищевой пути передачи;
  • клинические проявления: острое начало, более или менее выраженные симптомы интоксикации (повышение температуры, головная боль, слабость) и местные проявления поражения ЖКТ: рвота, боли в животе, разжиженный стул.

Определить точно, какой именно возбудитель вызвал поражение кишечника в каждом конкретном случае, помогают анализы кала.

Что нужно делать, если у вашего малыша появились симптомы ОКИ?

Прежде всего — как можно раньше начать выпаивать ребенка. Малыш теряет жидкость с рвотными массами и жидким стулом; а в случае повышенной температуры она больше, чем обычно, испаряется через кожу. Потеря жидкости более 5% от первоначальной массы тела уже остро ощущается организмом, если же она достигает 10%, это угрожает жизни ребенка. Поэтому в ожидании прихода врача необходимо начать давать ребенку жидкость. Это может быть специальный солевой раствор, кипяченая вода или чуть подслащенный чай с лимоном, рисовый отвар или отвар перегородок грецких орехов.

Правила выпаивания:
1) жидкость дается часто (каждые 10–15 мин);
2) питье вводится малыми порциями (большие могут вызвать рвоту);
3) температура жидкости должна быть примерно равна температуре тела больного.

Выпаивание продолжается как минимум 4–6 часов. За это время ребенок должен получить примерно 50 мл жидкости на килограмм веса (если ваш малыш весит 20 кг, он должен выпить 50 × 20 = 1000 мл жидкости за 5 часов, т. е. по 200 мл в час, или по ¼ стакана каждые 15 мин).

Часто родители боятся обращаться к врачу из опасения, что ребенка обязательно госпитализируют в инфекционную больницу. Это происходит далеко не всегда. ОКИ легкой или даже средней степени тяжести при наличии соответствующих бытовых условий и хорошего ухода обычно лечат в домашних условиях. Врач осмотрит ребенка, назначит лечение и скажет, какие анализы нужно сдать. Если же вас решили госпитализировать, знайте, что это делается для обеспечения постоянного наблюдения за ребенком и возможности своевременно оказать ему помощь.

Внимание. Где бы ни лечили вашего ребенка, в детский сад его выпишут только после получения нескольких хороших анализов. Это делается как для предупреждения заражения других детей, так и для того, чтобы исключить развитие хронического поражения кишечника у вашего малыша.

Как предупредить заболевание ОКИ? Учитывая, что в большинстве случаев возбудитель попадает в организм через грязные руки, с водой или пищей, нужно воспитывать у ребенка навыки личной гигиены. Малыш должен быть приучен обязательно мыть руки перед едой. Важно воспитать у него представление, что есть нужно дома или в детском саду, за столом; что яблоко или груша, прежде чем отправиться к нему в рот, должны быть обязательно вымыты. Наверное, и вам не стоит увлекаться фастфудом или пить некипяченую воду; тогда вам легче будет объяснить ребенку, почему это вредно.

Здоровья вам и вашему ребенку!

>>вернуться в текст

Приложение 2

Нарушения осанки у детей

Осанка влияет не только на облик человека, но и на его здоровье. При ее ухудшении нарушаются дыхание и кровообращение, затрудняется деятельность печени и кишечника, что вызывает снижение физической и умственной работоспособности.

Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу). Связана осанка и с формирующимся прикусом ребенка. В результате наклона головы изменяется сила мышц, прикрепляющихся к нижней челюсти, что приводит к деформации челюстных костей, их несимметричному развитию или смещению нижней челюсти.

У детей дошкольного возраста обычно дефекты осанки выражены нерезко и не являются неизлечимыми. Считается, что справиться с ними в этот период можно с помощью специальных упражнений (ЛФК) и массажа.

Наиболее частый дефект у дошкольников — это вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгиба позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины крыловидные лопатки, свисающий живот, слегка согнутые в коленных суставах ноги.

На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и  кругло-вогнутая спина, а также искривление позвоночника (сколиотичная осанка) или комбинированные искажения.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе, пребывании в постели во время дневного сна. Важное значение для формирования правильной осанки имеют:
1) подбор мебели в соответствии с длиной тела;
2) оптимальная освещенность;
З) привычка правильно сидеть за столом;
4) поза во время сна: она не должна быть одной и той же.

Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание, потому матрас должен быть ровным, жестким (ватным, из конского волоса и пр.), а подушка невысокой (15–17 см).

Воспитывать навыки правильной осанки нужно примерно с 4 лет. С этого же возраста в утреннюю гимнастику вводят специальные упражнения для формирования правильной осанки.

Уважаемы родители, помните: ваша осанка и походка должны соответствовать требованиям, которые вы предъявляете к походке и осанке ребенка.

Здоровья вам и вашему ребенку!

>>вернуться в текст

Приложение 3

Тематика занятий клуба родителей «Здоровый дошкольник» на 201_/201_ учебный год

Тема занятияСрок проведенияОтметка о выполнении
Что такое адаптация к детскому саду?Сентябрь 
Как проводить закаливание детей? 
Нужен ли дошкольнику режим дня?Октябрь 
«Модный» диагноз — гиперактивный ребенок 
Часто болеющий ребенокНоябрь 
Методики оздоровления детей 
Профилактика ОРВИДекабрь 
Прививки — благо или зло? 
Профилактика нарушений осанкиЯнварь 
Сережки для крошки. Детская косметика 
Истерики и капризыФевраль 
Неврозы у детей. Энурез 
Принципы организации питания детей дошкольного возрастаМарт 
Здоровые зубы 
Что такое авитаминоз и как с ним бороться?Апрель 
Профилактика нарушений зрения у детей 
Гигиенический уход за ребенкомМай 
Профилактика плоскостопия 

>>вернуться в текст